Формула Успеха. Часть 1.

            Какая  же одна из самых частых стратегических ошибок допускаются при планировании каких-то дел? Какая основная ошибка приводят к краху всего? Что чаще всего ставит крест на потенциально успешных бизнесах, проектах, реализации личных целей и т.д.?

            Если речь идет о новых начинаниях, то одной из самых часто встречающейся причиной краха дел становится несоответствие ресурсов и возможностей. При этом, как вы понимаете, размах дела совершенно не имеет значения. Просто при больших по размаху проектах их крах привлекает массу внимания, много людей теряет свои деньги, работу и еще что-то.

            Однако, это не значит, что в маленьких делах этот принцип не действует. Так же он действует при любых бытовых ситуациях, новых небольших проектах на работе, выработке привычек и т.д.

Сама по себе формула успеха проста. Сформулировать её можно следующим образом.

 

     Количество ресурсов для реализации какого-то проекта должно быть больше, чем их необходимо с каким-то запасом.

      Конечно, это не более чем здравый смысл, написанный в виде формулы успеха. Только тогда почему же этот принцип так часто нарушается? Почему же он нарушается чуть ли не в каждом третьем провалившемся деле?

      Видимо эта формула успеха, не такая простой для понимания, как кажется. Приведу примитивный пример. Допустим, вы собираетесь в магазин за какой-то вещью, которая стоит 10 000 руб. (или долларов не важно). И эта вещь вам очень нужна. Допустим, это важное лекарство или начальник попросил быстро купить, чтобы запустить производство. Вы приходите в магазин, а оказывается вещь, которую вы собирались купить стоит уже не 10 000 рублей, а 11 000.  А у вас с собой только 10 000 рублей.

       Конечно, купить у вас не получается. Вы едете обратно на работу за дополнительными деньгами. А в это время производство ждет и т.д. Вы потеряли несколько часов времени. Ещё кто-то из-за вас потерял несколько часов времени. В принципе ничего особенно страшного.

       Вот это примитивный пример. Но в жизни дела хотя бы минимального масштаба сложнее на порядок. Давайте мы попробуем мысленно чуть-чуть усложнить ситуацию.

       Допустим, вы поехали за этим товаром не в магазин, до которого добираться полчаса, а в другой город. И допустим – это действительно достаточно дорогой для вас товар, к примеру, те же 10 000 долларов и вам негде взять дополнительные 1000 долларов. Кроме этого вы не рассчитали время и задержались на пару дней. Здесь уже потери намного больше. Вы потеряете несколько дней на поездку в другой город и обратно, вы потеряете деньги на транспортные расходы и гостиницу. И это только прямые потери.

       А если из-за того, что вы не смогли привезти какую-то деталь или еще что-то, сорвалась сделка с клиентом, который не стал вас дожидаться,  еще на 100 тыс. долларов? А если из-за этой сорвавшейся сделки предприятие обанкротилось и уволены с пару десятков человек?

      Вы можете сказать, что таких ситуаций не бывает или они бывают редко? К сожалению, в том или ином виде, они повторяются ежедневно, и на этом теряется довольно много денег, времени или нервов. Достаточно часто мы начинаем чему-то обучаться, убирать вредные привычки, открывать филиалы предприятия и еще что-то, хотя на это нет в достаточном количестве капитала, времени или энергии.  А случается это потому, что не соблюдается формула успеха.

      Ведь пока мы ведем речь только об одном ресурсе – деньгах. Деньги из всех ресурсов обычно проще всего просчитать. А ведь ресурсов, необходимых для успеха проекта, может быть несколько и деньги занимать в нём лишь малую часть. Соответственно, считать необходимые ресурсы и определять их достаточность намного сложнее.

      И еще. Как правило, ресурсы не очень хорошо взаимозаменяемы. То есть, если не хватает какого-то ресурса, то его иногда  очень сложно заменить избытком другого. Допустим, что вам нужно быстрее что-то сделать в 2-3 раза. Если даже вы готовы заплатить в 2-3 раза дороже, то не факт, что будет сделано в 2 раза быстрее. В среднем возможно при увеличении затрат денег в 2-3 раза, ускорить выполнение чего-то процентов на 20-40. А иногда один какой-то необходимый ресурс нельзя заменить на другой вообще в принципе.

     Приведу действие формулы успеха на примере других ресурсов.

      Энергия, воля или еще что-то. То есть человеческая способность (или способность организации) преодолевать какие-то препятствия на пути к завершению проекта. К примеру, человек решил освоить какой-то новый полезный навык, отказаться от какой-то вредной привычки, внедрить какое-то новшество в организации и т.д. Допустим даже, что денег достаточно и есть проверенная технология достижения успеха. Однако это, как вы понимаете, вовсе не гарантирует успех.

     Человеческая энергия тратится во время проекта в очень значительном объеме, обычно до того момента, пока он не начинает выдавать первые результаты. Дальше расход уменьшается.  А её, этой энергии, бывает недостаточно и весь проект идет ко дну. И не важно, что это, изучение английского языка или внедрение какого-то новшества в фирме.  

    Допустим, человек решил изучить английский язык. Это, к примеру требует 2 года ежедневных занятий по 1 часу. (сроки условны) А всё, что человек раньше пробовал начинать, он бросал через 2-3 месяца. Не нужно быть провидцем и специалистом по применению формулы успеха, чтобы понять, что и данный проект закончится неудачей и через 2-3 месяца и занятия английским языком будут так же брошены. Время же, затраченное на изучение английского и деньги будут потрачены впустую.

     Хотелось бы обратить ваше внимание, что во всей статье речь идет не о необходимости развития каких-то полезных качеств и не о том, что ими нужно обладать. Развитие воли, к примеру, может быть полезно, но если человек имеет привычку постоянно ставить перед собой задачи, которые невозможно выполнить, то он может увеличить свою силу воли в 10 раз, а задачи в 100 раз и всё равно потерпеть провал. Поэтому я везде и говорю о соотношении ресурсов и целей, а не их развитии. О возможности уменьшения расходов ресурсов я кратко расскажу ниже. Однако главное в формуле успеха – это  научиться сопоставлять ресурсы и задачи. А решение отказаться, уменьшить задачу, уменьшить расход какого-то ресурса и т.д., обычно приходит само.

     Соответственно, если вы научитесь их более точно анализировать и сопоставлять, то вы намного чаще будете достигать успехов, неважно больших или маленьких. Развитие же ресурсов или уменьшение расхода может быть сверхполезно, но вовсе не гарантирует успех.

     В том же примере с изучением английского языка можно осознать, что проект заведомо провален. Не хватает энергии человеку и воли. После этого попробовать как-то либо уменьшить задачу, отказаться от неё, либо уменьшить расход данного ресурса. К примеру, можно поставить себе меньшую цель (если это возможно) и таким образом уменьшить задачу. Можно  выбрать способы, которые не требуют таких значительных затрат энергии. К примеру, с домашнего изучения перейти к изучению на курсы, а там может быть и к изучению в другой стране методом погружения. Изучение языка на курсах или тем более методом погружения требует намного меньшего расхода волевой энергии, так как есть не только внутренняя мотивация, но и извне.

      Если хотя бы приблизительно ваши возможности и задачи сошлись, и есть какой-то запас ресурса, то может быть можно действовать. Не раньше. Так говорит нам формула успеха.

       Следующий распространенный ресурс – это время. Достаточно часто человек или организация начинают новый проект при достаточно большой текущей загруженности или ожидаемой загруженности в будущем. Понятно, что для нового дела просто не остаётся времени. А если новый проект не толкать вперед с достаточной интенсивностью, которая практически всегда требуется вначале, то он конечно сначала останавливается, а потом сходит на нет. Естественно, что вложенные ресурсы денег, времени и энергии пропадают. Хорошо если это несколько сот долларов, а если несколько миллионов долларов?

        Если речь идет о том, что проект нужно двигать нескольких людям (допустим в организации) то может быть, что времени в принципе достаточно, но его недостаточно у одного из ключевых людей, вовлеченных в общее дело. Частый вариант – это когда у исполнителей времени достаточно, но у руководителя (одного из ключевых исполнителей) катастрофически не хватает времени, а без его активного участия ничего сделать невозможно.

      Допустим, руководитель очень занятый человек. И он уехал на очень очень важную встречу на две недели или просто постоянно занят, что к нему не подойти. А без него в это время ничего не решается. Раз проект встал на пару недель, потом еще постоянно сотрудники ничего не делают, так как что-то невозможно согласовать. Через какое-то время дело начинает затягиваться, потом видно, что оно не выдаёт прибыль и его закрывают. Возникает вопрос «кто виноват»? Крайнего, конечно, можно найти. Но у нас другая задача. Мы хотим научиться добиваться успеха чаще, с большей вероятностью и меньшими усилиями. Я повторяю, что размер успеха не имеет к данной статье никакого отношения.

      Как правило, большинство выводов о том, что не хватает времени, можно сделать еще вначале проекта, а не тогда, когда в него вложены деньги, время и энергия.

     Если над этим заранее подумать над формулой успеха, то можно и предпринимать какие-то действия. Например, наделить дополнительными полномочиями кого-то из сотрудников, чтобы не бегать по любому поводу к руководителю, отказаться в конце концов от проекта, если без руководителя никак не обойтись. Это лучше, чем «вложить» кучу денег и потерять всё.

       Следующий частый ресурс – это квалификация. Понятно, что для того, чтобы выполнить какую-то задачу, нужны какие-то знания и умения. Если этих умений и знаний недостаточно, меньше чем необходимо, то всё разваливается. Если достаточно, то всё проходит хорошо.

       Вот только, конечно, вопрос оценки квалификации исполнителя  не такая простая вещь, как кажется. Ошибок бывает достаточно много, но опишу самую распространенную. Самая распространенная ошибка – это неверные аналогии.

     К примеру, нам нужен руководитель в фирму, занимающейся продажей услуг по предоставлению доступа к Интернету. Вопрос кого брать? Что-то связанное с Интернетом – это первое, что приходит в голову. Поэтому берем успешного руководителя с этого направления. Однако этот вывод может оказаться глубоко ошибочным. Такой руководитель может оказаться совершенно неподходящим.

     Его навыки и знания не имеют никакого отношения к построению бизнеса по предоставлению доступа к Интернету. Если нам нужен руководитель бизнеса, то может быть лучше подойдет один из руководителей сотовой связи, продажи бутилированной воды или еще что-то. Модель бизнеса очень похожа. А специфические знания для руководителя бизнеса хотя бы среднего масштаба могут быть не так уж и важны, либо быстро приобретаться. И наоборот, если какой-то специалист знаком с Интернетом, то под огромным вопросом, что он сможет хорошо руководить бизнесом.  Кроме этого  работа в небольшом бизнесе кардинально отличается от работы в крупном бизнесе, а работа в быстроразвивающихся сферах сильно отличается от работы в сложившихся отраслях. Следовательно специалисты, успешно зарекомендовавшие себя в крупном или стабильном бизнесе, могут не всегда показать себя в мелком или быстроразвивающемся бизнесе.

            Я привел примеры самых распространенных ресурсов, необходимых для успеха практически любого проекта.  Нехватка любого из них приводит обычно к тому, что проект сворачивается и теряются деньги и время. Но, конечно, этим список ресурсов не исчерпывается. Для конкретного проекта могут понадобиться свои специфические ресурсы.

            Итого, для того, чтобы стать успешнее необходимо постоянно применять формулу успеха. А именно  перед началом сесть и внимательно просчитать, сколько необходимо времени, сколько необходимо денег и сколько необходимо энергии и других ресурсов для достижения цели.

            Если у вас ресурсов больше, чем необходимо, то можно идти к следующему шагу, оценить насколько нужен запас или резерв ресурсов. Если же меньше, то нужно думать над тем, как это несоответствие изменить.

            О том, как приводить в соответствие ресурсы и возможности читайте  во второй части статьи Формула успеха. Как приводить в соответствие ресурсы и задачи.Часть 2.

            С уважением, Реализатор!
Авторские права защищены. При использование материала с сайта Школа "Реализатор" обязательна прямая, рабочая ссылка на http://www.sh-realizator.ru и автора

Рекомендуем прочитать:
Как за 3 часа делать больше, чем за 8? Часть 1
Как за 3 часа делать больше, чем за 8? Часть 2.